Языки
Производители
Заработай с нами
Нужна помощь?
LiveZilla Live Chat Software

Карта дилеров:





Условия для дилеров
Статьи и информация сайта HEADING_TITLE
Настоящий Фотограф должен знать...   Дата: 03/03/2006

Игра в слова

Игра в слова (дополнение к тексту «Настоящий фотограф…)

Для тех, кто написал реплики на статью, или хотел написать.

Есть такая игра в слова: надо сделать логическую связку между двумя, не совпадающими по смыслу словами. Например, найти смысловое сочетание между словами «ночь» и, скажем, «горшок». Я попробую сделать это со словами «жена» и «фотограф». И подсчитаю: сколько мне понадобится абзацев.

Жена прошлым летом пошла устраиваться на работу. Она спец по организации работы персонала. Не важно, сколько человек у нее в подчинении – двое, как в семье, или 900, как было в огромном всесоюзном техникуме, все подчиненные знают, что должны делать в каждый определенный момент времени, в определенной ситуации, и, даже, если она в отпуске, то отлаженная система работает без сбоев. Кадровики своим шестым чувством этот ее талант чуют за версту.
В этот раз требовался заведующий архивом в довольно крупном ВУЗе. Кадровичка, окинув жену быстрым взглядом, предложила чаю и начала расхваливать институт. Жена сказала, что наслышана и попросила назвать цену вопроса – сколько денег будет стоить райская жизнь. Дальше разговор принял доверительные интонации.
- Всего ваша зарплата будет 4000 (четыре тысячи для тех, кто не понял) рублей, - и прежде, чем у жены отвалилась челюсть от изумления, она быстро продолжила, - но от нас еще никто не уходил добровольно.
Дальше я перескажу своими словами. Кадровичка сказала, что во время сессии студенты в огромном количестве приходят в архив с огромным желанием списать курсовые или дипломные работы, и не надо называть цифру – все и так всё знают.
Таким образом, моей жене предложили брать недостающие деньги с дебилов-студентов, и брать в неограниченном количестве. Жена сказала, что подумает, и уже думает больше года, а цифра той официальной зарплаты стала у нас мерилом уровня жизни в Москве. Это мерило мы прикладываем ко всем цифрам на ценниках, которые попадаются на пути.

Для тех, кто хочет начать проф-фото-жизнь.
Если вы получили заказ на съемку, и она очень важна для дальнейшей карьеры, берите все, кроме объективов, в двойном количестве: две камеры, две вспышки, дополнительные батарейки и аккумуляторы и т.д. По закону Дубельмана-Штольца на съемке обязательно откажет та система, которая у вас не дублируется.
Я пишу отступления, чтобы не заснули те, кто думает, что с первой строчки здесь будут сведения по фотографированию.

Продолжу.
Однажды, вернувшись из поездки в лужковский центр города имени Москвы, жена мне говорит:
- Ты заметил, что в метро, в автобусах и трамваях перестали уступать места пожилым людям, не говоря о женщинах с тяжелыми сумками, - и не успел я с согласной миной что-то согласно промычать она добавила, – а с другой стороны, взять заработки в три-четыре тысячи и билет в автобус за 15 рублей – это только за дорогу на работу выложишь 20% своей зарплаты. И с какой стати за эти бешеные деньги я буду уступать место. Если нет мест, то пусть водитель не сажает больше пассажиров!

Короче, смысл гневных реплик моей жены: с одной стороны есть правда старушки, которая думает о том, что сейчас в этом шатающемся автобусе рухнет на пол, если молодые сволочи не уступят место. А с другой стороны, есть правда молодого зав. архивом, заплатившего последние деньги за это самое место и, справедливо считающего проблему не своей, а государства, которое… и т.д.
Налицо две правды, не поспоришь. Так и в ситуации, описанной в статье «Настоящий Фотограф должен знать», две правды: одна репортера, который выполняет «журналистский Долг», а другая спасателей мальчика, которого этот жур.-долг может убить. Интересно: какая правда правдивей?
Ну, вот я и связал два слова – «жена» и «фотограф» - а вы думали, что будет нечто эротическое?

Если вы видите, что ситуация развивается стремительно и нет времени прицелиться и навести на резкость – жмите кнопку не наводясь, от пуза, а потом дублируйте сюжет, спокойно проверив экспозицию и фокусировку. Возможно, что кадр, который вы сделали не прицеливаясь, окажется единственным, а возможно, что еще и удачным.

Единственный фото сайт, который я регулярно просматриваю, это форумы клуба.фото.ру. Мне нравится логика сайта, и здесь можно найти советы по цифровой обработке фотографий, в чем я очень невежествен, иногда можно купить недорого нужную вещь, а самый интересный форум – «общие вопросы…», где я нахожу темы для текстов – поскольку сегодня мне писать интересней, чем снимать. Я не боюсь быть обвиненным в графоманстве, т.к. пишу о теме мне знакомой и только для форума (во всяком случае, подавляющее большинство форумчан не имеет серьезного фотографического опыта). Я с уважением отношусь к любой работе с фотоаппаратом, но считаю, что репортеры (серьезного уровня, конечно, как Нахтвей, Сальгадо, Козырев, Максимишин, Аббас, Никишин) это верхушка коммерческой фотографии. В автогонках их можно сравнить с элитой чемпионата мира по ралли- WRC , или с пилотами Формулы 1 (но раллисты мне кажутся покруче).

Моя предыдущая статья была просмотрена и прокомментирована большим количеством людей, что весьма меня удивило. Мне даже прислали пару имейлов. Еще больше удивила реакция некоторых читателей. Не то, что меня зачислили в мерзавцы за несправедливое, как показалось «Сергею Иванову», отношение к фотографу В.В., а то, что я полез со своим грязным снобским профессионализмом в чистый любительский мир. Когда я вижу, как работает другой профессионал, то стараюсь «подсмотреть» у него какие-то приемы, или технические решения съемки, или, что самое полезное, идеи. Я стараюсь учиться на съемках у других фотографов, и мне странно слышать возгласы «пошел отсюдова», когда я говорю об опыте, который сложно купить за деньги.
В свое время, когда я делал свои первые репортажи, меня удивил один старый и очень известный (и уважаемый мною) фотограф, который на съемке пристроился рядом со мной и стал снимать «мою» идею. Он сказал мне: «Ты придумал неплохую вещь, не сердись – я ей попользуюсь». Через два месяца я увидел «свой» снимок на выставке в Фотоцентре, а затем прочитал восторженную рецензию, именно на этот снимок. Меня ничуть не задело, что он «попользовался» моей идеей, я знал, что этих идей у меня будет еще достаточно. Наверное, это мое отношение к ситуации вызовет споры, но это МОЕ отношение (правда сейчас, когда рядом кто-то пристраивается, я пытаюсь незаметно убить его своим моноподом со специально заточенной ногой).

Как говорил мой учитель: «Я узнаю профессионала по наличию на съемке штатива»
Это точно: никогда не знаешь пригодится штатив, или нет, поэтому его лучше брать с собой. По закону подлости он нужен, когда его оставляешь дома. Монопод тоже неплохая штука.

Я не хочу создать ложное представление о себе как о фотографе, который на съемках всегда поступал глубоко порядочно по отношению к «жертвам» журналистики. Вовсе нет. Так же, как и большинство репортеров, я старался найти наиболее эффектный кадр. В своей профессиональной жизни я делал вещи, за которые мне стыдно. Но я никогда не брал на себя ответственность за чужую судьбу – ни за что не стал бы рисковать чужой жизнью. А уж если бы такое было (и со счастливым концом, как с тем мальчиком в завале), то уж точно не стал бы весело рассказывать эту историю, а молчал бы о ней в тряпочку. Поэтому и написал о В.В., что он дурак, хвастающий о своей дурости в эфире. А то, что он хороший парень, так почему бы и нет?
Чтобы закрыть эту тему добавлю: будь я родственником этого мальчика, то ни один журналист к нему живым не дополз бы.

Когда я вижу на выездных фото-сессиях кучу осветительной аппаратуры, то в голове крутятся слова моего знакомого:
- Это все делается для прибавления нулей к гонорару.
Девяносто пять съемок из ста с тем же успехом можно осуществить с одной вспышкой, особенно в помещении. Надо только правильно воспользоваться естественным освещением. Еще в четырех понадобится вторая вспышка, и в оставшейся одной съемке нужно будет послать заказчика куда-нибудь подальше.

На съемках для фотографа существует два главных момента. Первый, он должен поймать мгновение, когда надо нажимать на кнопку. Это очень сложно, и поэтому хороших фотографов мало, и не отношу себя к ним – я всегда опаздываю. А второй – ситуация, когда он не должен нажимать на эту самую кнопку, хотя соблазн был бы велик. Это еще сложнее. Я знаю довольно много случаев, когда и сам и другие фотографы не нажали вовремя на кнопку. Если рассказать обо всей упущенной «выгоде», то вы будете и плакать и смеяться, но поверите, что эти ситуации реальны. Но я лично знаю только один случай, когда фотограф сознательно отказался от съемки, хотя все говорило о том, что он будет богат, известен и любим женщинами после проявки. Нет, кроме шуток, когда я вспоминаю эту историю, то у меня непроизвольно возникает ощущение, что я прочел о ней у Флемминга или у Эко. Но мне ее рассказал главный герой истории. В ней есть все: шпионы, любовь, предательство, смерть и самое смешное – живой и благородный фотограф. И все это БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ!!!
Но, если эту историю перескажу я, то меня обвинят во лжи. Уж сколько раз я пытался написать об этом, но получалось скучно, как доклад С.Миронова Совету Федераций. Нужен талант для придания блеска рассказу, и тогда не важно – поверят или нет. Если это будет читаться на одном дыхании, то какая разница. Эх, договориться бы с успешным писателем, с Дэном Брауном, например, не бесплатно, конечно.

Но вот, собственно говоря, и все, что я хотел сказать вдогонку тексту о «настоящих фотографах».
Количество абзацев между словами «жена» и «фотограф» - вроде бы, шесть. А жена с тех пор так и ищет работу, на которой платили бы столько, чтобы оставались деньги после покупки единого проездного.

Если можешь не фотографировать – не фотографируй (шутка, приписываемая Л.Толстому).

«Да, я – гений!» - моя реакция на самый первый опубликованный снимок.

Настоящий фотограф (НФ) должен знать, что он - Гений. Если человек сомневается в этом, то никогда не станет Настоящим Фотографом. Мысль о собственной значимости точит НФ еще до того, как он возьмет в руки свой первый фотоаппарат. Это самый главный пункт в становлении мастера, и плевать, что вас на первых порах не поддерживают ответственные секретари. С нереализованной гениальности и тяги к творчеству все и начинается.

Но это еще не все, что должен знать Настоящий Фотограф.

Учиться по книгам «признанных» мастеров вредно – попадаешь под чужое влияние, а это плохо отражается на Индивидуальном Видении. В дальнейшем НФ, начиная постигать тонкости фотоискусства, не может полагаться на советы коллег по цеху. Во-первых, ни один достигший маломальского успеха коллега не поделится секретами этого успеха. Во-вторых, если с вами делятся, то будьте уверены, что, на самом деле, никаких успехов у этого человека нет.

Настоящий Фотограф и сам никому не скажет своих секретов. Как пример, подсмотренный разговор из середины восьмидесятых, когда один мой приятель Саша В. делал первые шаги по направлению к профессии. Однажды он стал расспрашивать о профессиональных мелочах ныне знаменитого В.Ф., который в то время был доступен, т.к. снимал детей в детских садах. Вопросы были те же, что интересуют сегодня любого начинающего фотографа: какие деньги просить за ту или иную работу, сколько брать с собой материалов на съемку, какие это должны быть материалы, какую аппаратуру надо использовать в конкретном случае и т.д. Так вот, тогда еще неизвестный широкой общественности В.Ф. не ответил прямо ни на один из вопросов, а то, что было озвучено (как мы потом поняли) содержало, мягко говоря, неточности. Это написано не в упрек мастеру – так должен поступать каждый Настоящий Фотограф.

Настоящий Фотограф помнит, что совершенству нет предела. Ведь фотография - технический вид спорта. Фотоаппарат «Зоркий – 4к» был заменен мною на «Зенит – ЕМ» чтобы снимки были лучше. Потом для настоящего совершенства я купил «Минолту» с тремя объективами и вспышкой, но вскоре я вспомнил, что для трех объективов нужны две камеры. Понятное дело, что без виндера хороших снимков не получалось – и он был у меня. Но моторы лучше виндора, и вот у меня моторы! А все Настоящие Фотографы тогда снимали «Никонами», и я сменил систему. Это было дорого, но необходимо. Через пару лет «Кэнон» обыграл «Никон» на профессиональном поле – ничего не оставалось делать, как избавляться от проигравшего. Это было нужно сделать, чтобы снимки были еще лучше. Кстати, две камеры, как выяснилось, не хватает для совершенных творений – теперь их пять (или шесть?). Я не говорю о мелочах вроде зонтов, креплений, флэшметров, отражателей, кофров, штативов, моноподов, головок к ним, тросиков, жутко емких аккумуляторов с очень быстрыми зарядными устройствами и т.д.

Настоящий Фотограф должен знать, что чем дороже и современней фотоаппаратура, тем легче проявиться его таланту. Настоящий Фотограф должен досконально разбираться в престижности тех или иных моделей фотокамер. Если он по незнанию случайно купит не ту модель, то все потенциальные заказчики сразу поймут, что он Ненастоящий Фотограф.
Жена (или муж) Настоящего Фотографа должны понимать, что только этот объектив с буквой L и красной каемочкой позволит выиграть ближайший престижный конкурс. Неважно, что стоимость объектива превышает полугодовую зарплату – без него творчества не получится, потому что объектив дает потрясающей красоты рисунок, и при съемке заката размывает задний план с необыкновенной изящностью.
Настоящий Фотограф знает, что его фотографии - шедевры. Из 36-ти кадров на пленке - двадцать, во всяком случае. Он всегда участвует в конкурсах с единственной целью – победить. Меньшее, на что он согласен – приз зрительских симпатий. Если ему не удается попасть в число призеров, то Н.Ф. начинает выяснять фамилии уродов, которые сидели в жюри, и тогда ему все становится ясно – эти бездельники не могли присудить ему Гран-При ни при каких условиях. Что ж, придет время, и он им вспомнит этот конкурс!

Настоящий Фотограф знает, что у него нет плохих фотографий – это просто название к снимку неудачное. Если вы не попадаете в экспозицию, или все кадры у вас нерезкие, то надо обыграть это обстоятельство. Помните, что количество всегда переходит в качество. Три нерезких снимка – это брак, но из двухсот нерезких уже можно делать выставку. Помню, как одна молоденькая девушка, приехав из египетского отпуска с недоэкспонированными пленками, сделала выставку в Фотоцентре, сразу став Настоящим Фотографом. Ее фотографии были напечатаны в фотожурнале, а канал «Культура» дал несколько сюжетов, растянув удовольствие на неделю.
В принципе, проблемы с резкостью и экспозицией решаются очень просто: говорите всем, что вы «фотохудожник» и вступайте в Союз. Называя кого-либо «фотохудожником», говорят о том, что он Настоящий Фотограф; все созданное фотохудожниками – искусство.

Настоящий Фотограф должен быть готов к тому, что его может попытаться унизить фоторедактор. Даже, если это девочка с головкой, размером с грецкий орех, уверенная, что фотографы созданы для того, чтобы помешать ее работе. Не менее опасны фоторедакторы, оставшиеся в редакциях с советских времен и мучительно переживающие климакс в рабочее время. Но самые вредные - это фоторедакторы, которые пытались стать Настоящими Фотографами, но по каким-то причинам не стали. Особенно много таких недотянувших в специализированных фотожурналах. Но Н.Ф. готов вытерпеть унижения, и, подсунув портфолио редактору или владельцу галереи, виду не подаст, что ненавидит своих визави.
В общем, вы поняли, что нормальных редакторов нет, поэтому единственно правильный вариант, когда фоторедактором работает жена НФ.

Настоящий Фотограф никогда не скажет, что у него нет работы. Он всегда занят, и у него только случайно найдется минутка для выполнения этого заказа. Желательно иметь при себе ежедневник, заполненный по дням недели медицинским почерком: можно ненавязчиво дать понять, что выкроить день в расписании очень сложно.
Настоящий Фотограф не откажется от заказа, даже, если он никогда не выполнял такую работу и не знает, с какой стороны к ней подступиться. Учиться новому надо за счет клиента. Ввяжемся в бой, а там посмотрим. Кроме того, большинство заказчиков все равно ничего не понимают в фотографии. А не получится, то сами виноваты – какие деньги заплатили, на такие я и снял! Хотели лучше – ну так и платить надо больше!

Настоящий Фотограф всегда подставит ногу другому фотографу. Владелец моего первого фотоагентства, направляя своих фотографов на съемку, говорил: «Пусть все наши конкуренты сломают свои камеры, или лучше – ноги». Он был Настоящим Фотографом, вернее, не был, а есть и сейчас.
Другой Настоящий Фотограф, американец (его звали Чип Хайерс), во времена карабахского конфликта, проезжая на попутке вместе с другими фотографами через азербайджанский блок-пост, показал на русского коллегу-конкурента и сказал солдату, что тот работает на армян. Догадываетесь, что было с конкурентом? Правильно. Потом они встретились в гостинице, и американец сказал, что это была просто неточная фраза – ведь он плохо говорит по-русски. Спросите, в чем была выгода? Все просто – они работали на один и тот же журнал, а поскольку все пленки коллеги были уничтожены на блок-посту, то журнал опубликовал снимки плохоговорящего по-русски, но Настоящего Фотографа.

Настоящий Фотограф знает, что чем хуже дела у соотечественников, тем выше гонорары. Тот же шеф агентства говорил: «Если крови на снимках по щиколотку, то это хорошо, а, если до колена, то это просто здорово». Там, где крови нет, заработки небольшие, но и это можно поправить. Знакомый фотограф рассказывал, что во время затянувшегося перемирия большая группа журналистов, аккредитованных со стороны Ирака, не дожидаясь конца перемирия, подкупила командира батареи (100 баксов вскладчину), и тот приказал разок пульнуть в сторону противника для того, чтобы Настоящие Фотографы сделали картинку для статьи – стреляющее орудие. Перемирие закончилось. Результат был потрясающий – гора трупов в соседнем селе после ответного артналета.

О Настоящих Фотографах снимают фильмы и рассказывают легенды. Вы тоже должны стремиться к публичной славе, от этого зависят гонорары и внимание красивых женщин. Самый настоящий фильм о Н.Ф. должен называться «Стрингер». Я знаю два фильма с этим названием: один художественный, где С.Бодров-мл. играет симпатичного парня-оператора. Я не досмотрел этот фильм до конца, наверное, герой Бодрова совершает какие-нибудь подвиги и разоблачает злодеев.
Другой, документально-публицистический, сделал Э.Джафаров, в прошлом сам стрингер-оператор. Ему так нравились крутые перестроечные времена (когда иностранным журналистам еще не разрешили свободно перемещаться по СССР, и они вынуждены были нанимать бестолковых, но смелых стрингеров) что он снял фильм-воспоминание.
В кадре идет рассказ о кровавых бойнях на территории бывшего СССР, прерываемый байками постаревших ветеранов-стрингеров. Особенно мне понравился рассказ В.В-на о съемках в Нефтегорске после землетрясения. Он описывает, как, рискуя своей жизнью, берет интервью и фотографирует мальчика, обнаруженного в завале и зажатого плитой. Я готов подтвердить, что все это правда – сам видел этот подвиг своими глазами. Фотографий не видел, но думаю, они классные, все-таки В.В. умеет снимать. Правда, спасатели очень просили не мешать работать, боялись, что от лишних людей произойдет обвал, и парнишку окончательно засыплет, да и просто каждая секунда дорога. Но нет, в жизни должно быть место простому журналистскому подвигу…

Настоящий Фотограф должен иметь солидный список выставок и публикаций; его работы должны храниться в музейных, галерейных и прочих престижных коллекциях. Список выставок и конкурсов делается просто: надо рассылать свои фотографии на все конкурсы и выставки, какие только найдете, желательно с уведомлением о доставке. После этого можно смело включать их в свой длинный шорт-лист. Число коллекционеров, у которых есть ваши фотографии, расширяется за счет дарения своих фотографий этим самым коллекционерам. Ни один коллекционер не откажется от подарка, а вам маленькая польза.
С публикациями сложнее. Внимательно следите за всеми газетами и журналами. Если фотобанк продал вашу махонькую фотографию какой-нибудь фирме для брошюры по технике безопасности на стройплощадке, то смело включайте эту фирму в список ваших клиентов. Но, если никак не получается, то можно приписать иностранные журналы – все равно проверить невозможно.

Настоящий Фотограф не должен удивляться, когда на съемке слышит приглушенный смех. Как только он наводит объектив на солнечный блик, тающий на желтых опавших листьях, вокруг собираются фотографы, у которых в этот момент просто нет фотоаппарата. Они громко шепчут своим спутницам: «И что этот идиот нашел в кадре?» И подруги злобно хихикают.
После съемки НФ должен уметь рассказать (и показать руками), какой изумительный кадр ему помешали снять. У любого мастера в коллекции очень много таких кадров.
В остальных фотографиях необходимо приделать недостающие детали… ну, вы сами знаете как.
НФ должен иметь свой веб-сайт. С гостевой книгой, заполненной родственниками. Если же хотите иметь поток клиентов, то снимите пару знакомых нимфоманок – остальные подтянутся сами. Все женщины хотят остаться в истории красавицами, поэтому клиентура гарантирована.

Гонорары у Настоящего Фотографа огромные, поэтому надо тянуть из последних сил, но никто не должен усомниться в величине заработков.
Настоящий Фотограф должен знать, что особую роль в идентификации его как «успешного» фотографа играют часы, очки и автомобиль (про аппаратуру см. выше). Желательно, чтобы все это было с налетом небрежной роскоши. От этого зависят гонорары, которые определяются заказчиком на глазок, и под этот глазок надо подставить соответствующие аксессуары. При отсутствии таковых надо уметь пустить пыль в глаза (это отдельная тема).
Автомобиль должен быть большим внедорожником, так как Настоящий Фотограф иногда заезжает на съемки в места недоступные простым фотографам, и возит с собой много дорогой аппаратуры.
Часы, конечно, швейцарские, но не из желтого золота, а из белого (или платины). Купить их недорого можно на Савеловском рынке.
В очках я ничего не понимаю, но знаю, что это очень важный атрибут, если вы их носите, конечно.

Последнее, что надо знать: быть Настоящим Фотографом хлопотно, но приятно – выставки, банкеты, интервью, гонорары. Смущает только одна мысль: если все захотят зарабатывать деньги фотографией, не упадут ли расценки. На Земле 6 млрд. душ, у половины есть какая-нибудь камера, потребности в сельскохозяйственной продукции обеспечивают 2 – 4 % населения, на заводах скоро останутся только роботы, еще пару миллиардов на службу сервиса – остальные точно идут в фотографы! Потому что быть фотографом престижно и приятно, но – см. предыдущую мысль.



Просмотрено:14909 раз
НазадПродолжить