Корзина

В корзине нет товаров
В связи с колебанием курса - цены уточняйте. 1$ = 22 грн
Производители
Заработай с нами
Нужна помощь?
LiveZilla Live Chat Software
PrintHelp

Карта дилеров:





Условия для дилеров
Статьи и информация сайта HEADING_TITLE
Глава 4. Измерение цвета и управление им   Дата: 23/03/2006

Глава 4. Измерение цвета и управление им

Теперь, когда мы изучили фундаментальные основы цвета к различные способы, которыми можно передавать данные о цвете, давайте посмотрим, каким образом можно собирать эти данные. Ранее мы уже упоминали инструменты для измерения цвета двух типов - спектрофотометры и колориметры. Сначала мы более подробно рассмотрим эти инструменты и инструменты третьего типа, также широко используемые в полиграфии, - так называемые денситометры. Затем мы рассмотрим различные типы замеров цвета и расскажем, как они используются на разных этапах цифрового полиграфического производства.

Измерительные приборы

Мы уже обсудили несколько шкал, с помощью которых можно обмениваться информацией о цвете и описывать цвета. Это либо количество первичных составляющих, присутствующих в цвете, либо его перцептуальные атрибуты, либо его фактические спектральные данные. В каждой из этих моделей применяются свои единицы измерения, подобные метрам или килограммам. Таким образом, нам не хватает лишь набора правил, с помощью которых можно было бы измерять цвета и описывать их числовыми выражениями, как это делается в модели CIE L*a*b*. На сегодняшний день наиболее распространенными инструментами измерения цветов являются денситометры, колориметры и спектрофотометры.

Измерение цвета

Приборы для измерения цвета "воспринимают" цвет точно так же, как и наши глаза: путем приема и фильтрации отраженных от объекта и преобразованных таким образом световых волн различной длины. Ранее мы уже показывали, как определенное сочетание света, объекта (в нашем примере это была роза) и наблюдателя привело к тому, что роза была воспринята как "красная роза". Когда "наблюдателем" является прибор, он "осознает" отраженный свет с определенной длиной волны как определенное числовое значение. Количество и точность этих значений зависят от самого прибора. Их можно интерпретировать либо просто через величину оптической плотности, или интенсивности (density), - для этого служит денситометр; либо через трехмерные координаты цвета - так поступает колориметр; либо через спектральные данные - как это делают спектрофотометры.

Присвоение цвету числовых значений

Цветоизмерительные приборы всех трех типов выполняют операцию, несвойственную человеческому глазу, - приписывают цвету определенные числовые значения, которые впоследствии можно проанализировать и интерпретировать в терминах допустимых отклонений и контрольных ограничений. Каждый из приборов выполняет эти преобразования по-своему.

  • Среди названных приборов наиболее широко применяются денситометры. Денситометр - это фотоэлектрическое устройство, которое замеряет и вычисляет, какой процент от известного объема света отражается от объекта (или проникает через объект). Этот несложный инструмент применяется прежде всего в полиграфии, допечатной подготовке и фотографии для определения интенсивности замеряемого цвета.
денситометр

Денситометры - такие, как ATD (справа) и 361 TR (слева) производства фирмы X-Rite, - замеряют количество света, отраженного от объекта или проникшего сквозь объект, и на основании этих данных определяют интенсивность или "силу" этого света.

денситометр

В нашем примере сплошное пурпурное поле на измеряемой цветовой шкале имеет интенсивность D 1,17. Эта величина помогает оператору печатной машины правильно настроить подачу печатных красок


  • Колориметр также замеряет интенсивность светового потока, но в отличие от денситометра он разбивает свет на его RGB-компоненты (примерно так же, как это делает человеческий глаз, цветной монитор или сканер). Затем он определяет числовые значения, соответствующие исследуемому цвету в цветовом пространстве CIE XYZ или в одном из его производных - CIE L*a*b* или CIE L*u*v*. Данные замеры затем интерпретируются визуально -строится графическое представление цветового пространства.
колориметр

Колориметры (такие, например, как модель 528 фирмы X-Rite) замеряют количество красного, синего и зеленого света, отраженного от объекта. С помощью вспомогательного цветового пространства СIE XYZ колориметрические данные преобразуются в L*a*b*-координаты. В нашем примере были вычислены следующие значения CIE L*a*b*: L* 51,18; a* +48,88; b* +29,53

(Стандартный Наблюдатель и освещение D50)


  • Спектрофотометр замеряет спектральные данные, то есть количество световой энергии, отраженной от объекта, сразу в нескольких интервалах, расположенных вдоль всего видимого спектра. В результате получается сложный набор данных - серия величин, которые визуально интерпретируются в виде спектральной кривой.
спектрофотометр спектрофотометр

Исследуя то, как замеряемая поверхность воздействует на поток волн различной длины, спектрофотометры (такие, например, как Digital Swatchbook фирмы X-Rite) строят спектральный "отпечаток" цвета


Спектрофотометр собирает наиболее полную цветовую информацию о цвете. Затем эту информацию путем нескольких стандартных вычислительных операций можно перевести в колориметрические или денситометрические данные. Короче говоря, из всех перечисленных нами приборов наиболее точными и универсальными являются спектрофотометры.

Применение замеров цвета в полиграфическом производственном процессе

Разные типы цветоизмерительных приборов используются на разных этапах полиграфического производства. Четкая и точная программа проведения замеров может обеспечить прогнозируемый и стабильный результат на всем пути печатного продукта от первоначальной идеи до окончательного тиража и на всех промежуточных этапах при переходе с одного устройства на другое. Определенным этапам производства соответствуют различные типы замеров. Например, для точной спецификации цвета наилучшим измерительным форматом могут служить лишь спектральные данные, в то время как для мониторинга цветовых шкал на печатных листах во время вывода тиража на четырехкрасочной машине больше подходят простые замеры интенсивности.

Для начала мы должны еще раз обратить ваше внимание на один очень важный момент: типичное цветовое пространство RGB гораздо меньше, чем диапазон цветов, видимых человеческим глазом; а в результате четырехкрасочного печатного процесса по CMYK-технологии получается еще более узкая цветовая гамма. Кроме того, на гамму репродуцируемых цветов накладывают свои ограничения условия освещения и рабочие материалы - красители и бумага (или другие носители). Непрекращающееся развитие и совершенствование технологий сканирования и отображения цветов на экране ведут к непрерывному росту показателей битовой цветовой глубины этих устройств, в результате чего совершенствуются возможности и внешний вид цветовых пространств RGB. A новые технологии печати (такие, например, как HiFi) расширяют гамму печатных цветов. И все же между изначальными, естественными цветами и их репродукцией, воспроизведенной как посредством сканера или монитора, так и посредством различных печатных процессов, всегда будет существовать определенная разница.


Измерение цвета позволяет достигать наилучшего воспроизведения цветов:

  • Во-первых, к минимуму сводятся отклонения в цвете на различных устройствах и на различных этапах производственного процесса.
  • Во-вторых, эти отклонения становятся предсказуемыми, а продукция в целом приобретает стабильное качество. Кроме того,
  • Любые проблематичные отклонения цвета быстро идентифицируются и исправляются с минимальными затратами времени и материалов.

Далее мы обсудим, какие именно типы замеров цвета можно применять для оптимизации некоторых ключевых стадий производственного процесса с целью повышения стабильности и качества печатной продукции:

  • Спецификация цвета (выполняется клиентом или автором содержательной части)
  • Управление цветом (выполняется автором содержательной части или поставщиком)
  • Определение рецептуры цвета (выполняется поставщиком красок и печатником)
  • Контроль цвета (выполняется печатником)
  • Утверждение цвета (выполняется печатником, клиентом и автором содержательной части)

Обратите внимание, что этот процесс - циклический. Его цель - добиться, чтобы окончательный продукт максимально совпадал с исходными спецификациями, сформулированными клиентом.

Спецификация цвета

Наиболее полное описание цвета дают его спектральные данные. Сегодня, когда благодаря развитию технологии недорогие спектрофотометры получили довольно широкое распространение, наилучшим способом описания, спецификации и идентификации цвета, естественно, являются спектральные данные. Замеры спектрального состава особенно важны для цветов, выходящих за рамки традиционного пространства CMYK, то есть для специальных смесевых цветов и основных цветов HiFi-печати. Спектральные описания остаются неизменными на всех стадиях производственного процесса, поскольку они не зависят от устройства. Кроме того, из спектральных данных можно легко получить точную рецептуру красок в терминах RGB, CMYK и в любом другом цветовом пространстве.

Система Digital Swatchbook фирмы X-Rite позволяет навести ручной спектрофотометр на цветной образец и мгновенно увидеть цвет на экране компьютерного монитора. Замеренные спектральные данные цвета сохраняются в цифровой форме. Коллекции замеренных цветов сохраняются в "палитрах", которые затем можно импортировать в другие графические программы, такие, например, как Adobe Illustrator. Доступ к этим палитрам также возможен из программы Photoshop через Apple Color Picker. Начав свой производственный процесс со спектральных описаний цвета, вы гарантированно получаете точные, не зависящие от устройства данные, которые впоследствии можно использовать на других этапах производства - в сервисном бюро допечатной подготовки, при работе с клиентом и с вашей типографией.



Просмотрено:17001 раз
НазадПродолжить
Текст